“””Поцелуй”” Густава Климта: история создания картины”
Картина
Работы Густава Климта признаны во всем мире, однако наибольшей популярностью пользуется картина “Поцелуй”. Ее не без оснований называют одним из самых лучших творений мастера. Ода красоте, чистоте и любви во всей ее безграничности.
О мастере
Родился Густав Климт на территории Австрии, в середине XXI века. 14 июля 1862 года – благословенный день для австрийской живописи, ведь именно благодаря художнику в ней появился, развился и получил признание модерн. В работах своих он воспевал красоту женского тела в первую очередь, поэтому немалой части его работ присущ откровенный эротизм.
Отцом Климта был художник-гравер, что если и не определило его дальнейшую судьбу, то, по крайней мере, подтолкнуло на верный путь.
Он получил соответствующее образование в Школе декоративного искусства, что расположена в Вене.
Жизнь была милостива к художнику, он познал славу и почет еще при жизни, став профессором Академии искусств своей родины.Густава Климта не стало 6 февраля 1918 года.
Этапы развития
Ранние работы, «профессиональные пробы кисти», по большей части состояли из фресок, что украшали публичные заведения – например, театры. Все картины были выполнены в стиле «натурализм».
Первые проявления индивидуальности, что в полной мере показала картина «Поцелуй», можно наблюдать в оформлении Музея истории искусств.
Именно там Климт в 1891 году оформил свод лестницы, изобразив аллегорические фигуры, которые показали любовь художника к четким, выверенным силуэтам и орнаментализму.
Однако с течением времени принцип построения работ меняется – к концу XIX века они приобретают больше символизма и декоративных элементов.
Густав Климт – без преувеличения средоточие австрийского авангарда на рубеже веков. Он принимал активное участие в деятельности сообщества «Сецессион», которое было основано новаторами в области живописи.
Наиболее весомые работы Климта (и известная картина «Поцелуй» в том числе) относятся к позднему периоду творчества – именно на этом этапе все портреты отличаются удивительной прозрачностью, тонким эффектом «мозаики» и сложносочиненными образами, которые меняют характер даже в зависимости от смены угла обзора. Работы художника наглядно показывают единство и борьбу противоположностей, что воспеты философами. С одной стороны, Густав рвется к свободе в процессе изображения предметов. Эта жажда ломает каноны, заставляет воспринимать написанные объекты с точки зрения символизма, так как Климт старается донести до зрителя всю переменчивость и непостижимость мира, которые выше ощущаемой нами реальности и времени. С другой – поклоняется тому, что есть и сейчас, воспевает природу во всей ее естественности, сглаживая орнаментальность.
Наибольшую славу среди ценителей как модерна, так и искусства в целом сыскала картина Г. Климта “Поцелуй”.
Стоит отметить, что эта работа относится к «золотой эре» художника – именно тогда появилось его увлечение декоративным оформлением работ, выраженное в обилии позолоты.Однако работы Климта таковы, что золото не кажется вульгарным и не навевает мыслей о толстощеких херувимах. Цвет в данном случае исполняет роль катализатора, который усиливает общий эффект, производимый картиной.
Автор картины «Поцелуй» трудился над нею в течение года, заняв полностью творческий промежуток между 1907 и 1908 годами.
История создания
Согласно общепринятому мнению, история возникновения картины следующая. Граф, чье имя не дошло до нас, заказал художнику картину в подарок для своей невесты. Основное условие заказчика заключалось в том, что граф с невестой должны были быть изображены слившимися в страстном поцелуе.
Как выполнил художник заказ, всем известно, однако аристократ, стремящийся произвести впечатление на свою возлюбленную, был доволен. Тем не менее его интересовал один вопрос.
По какой причине губы героев картины так и не коснулись друг друга? Климт на это ответил, что «таков был план», он стремился выразить в полной мере любовное томление и желание, что предшествуют поцелую.
Ответ удовлетворил заказчика, и он подарил картину своей возлюбленной. Девушку так впечатлила работа, что она немедля приняла предложение руки и сердца.
Через некоторое время, когда уже приобрела известность картина «Поцелуй» Климта, история была дополнена самим автором. Оказывается, в процессе написания Густав сам почувствовал влечение к девушке. И из чувства ревности так и не позволил губам графа прикоснуться к ее губам.
Описание внешнее
Композиция картины достаточно проста – она не перегружена ни обилием действующих лиц, ни сложностью общей обстановки. В этом весь Климт – полная искренность и описание лишь того, что ему действительно интересно.
Цветочная поляна, расположенная на скале. Влюбленная пара на этой поляне, отрешенная от всего мира, погруженная исключительно друг в друга и общее чувство.
Золотая аура, общая отстраненность картины, не привязанная ни к месту, ни к эпохе. Благодаря этому создается впечатление масштабности действия и его неподвластности жестокому времени.Никакой истории, никаких бед человеческих и природных – ничего. Картина «Поцелуй» демонстрирует зрителю просто влюбленных.
Общий смысл
Как уже было сказано ранее, это полотно было написано в период «золотого века» Климта, когда он большое значение придавал декоративному выражению своих задумок. По большому счету, на тот момент немалую роль в популярности работ художника сыграла его любовь к сусальному золоту.
Этот цвет во все времена оказывал влияние на зрителей, которое можно назвать магическим – он притягивал, очаровывал, придавал вес и внушал ощущение торжественности, которое пробирало до костей.
Неудивительно, что именно золото играло первую скрипку в процессе оформления религиозных сооружений, не так ли?
Конечно, никто наверняка не сможет теперь сказать, что именно имел в виду в процессе написания своей работы Густав Климт. Описание картины «Поцелуй» любым, кто ее видел, носит субъективный характер. Однако практически все выказывают одни и те же чувства.
Ослепительное сияние, исходящее от «Поцелуя», в полной мере передает смысл картины. Глубина изображения сокращена до минимума – никаких переходов, полное ощущение двумерной плоскости. Благодаря этому ходу пространство полотна кажется практически безграничным.
Да и позы мужчины и женщины красноречивы донельзя – он отвернулся от зрителя, полностью обратив свое внимание на возлюбленную, изолировав себя от всего внешнего. Он и она заняты только собой.
Влияние цветов и орнаментов
Большая часть критиков говорила о том, что картина «Поцелуй» является союзом во всей его масштабности, но при этом делает акцент на одеяниях героев.
Однако если присмотреться, то можно заметить контраст в одежде – мужчине присущи жесткие, четкие формы, поля в тонах серого, черного и белого, тогда как у женщины наблюдаются нежные округлые изгибы, выделенные пестрой палитрой.
В связи с тем что их объединяет общий золотой ореол, этим различием в образах пренебрегают, тем более что оно сглаживается из-за общего мозаичного орнамента картины.
Эротическая подоплека
Примечательно то, что источником ореола, его костяком, является мужчина. Именно он окружает женщину, прижимаясь к ней губами. Этим приемом воспользовался не случайно Густав Климт.
«Поцелуй» – картина, которая звучит как торжество природы, основанное на силе мужчины и податливости женщины. Именно мужчина определяет общую энергетику полотна – мощную и величественную, но при этом нежную, любящую.
Контур его не случайно схож с колоколом, мужским естеством – он лишний раз подчеркивает некий истинный, “животный” подтекст отношений, в которых нет места социальности, борьбе за права и прочим элементам жизни тех лет, пытавшимся смыть границу между полами.
Будучи противоположностью возлюбленному, женщина изображена стоящей на коленях, примкнувшей к нему, всей своей позой демонстрируя покорность и ведомость.
К сожалению, многие только по одной работе оценивают талант такого художника, как Густав Климт. “Поцелуй” – картина гениальная в своей искренности и ослепительности, но его творчество ею не ограничивается. Восполняя эту несправедливость, мы осветим некоторые работы художника, которые заслуживают не менее пристального внимания.
Афина Паллада
Как ни странно, противовес “Поцелую”, но от этого не менее искренний. Картина эта была написана за пару лет до наступления XX века – именно в это время стали появляться первые возможности для женщины в проявлении себя как личности.
Даже больше – в то время допускалась мысль о господстве представительниц прекрасной половины человечества. Олицетворением этих веяний является богиня Афина Паллада – средоточие ума, мудрости и решительности.
Она уверена в себе, она не сомневается в победе, ей достаточно лишь протянуть руку.Картина “Поцелуй” говорила об ином, не так ли? И тем не менее, в написании картины уже появляются элементы, которые станут козырем Климта в дальнейшем – переплетение тела и орнамента, герой картины и фон – одно целое. И только посмотрите в эти глаза! Вся нечеловеческая сила и мощь мира в их взгляде.
Золотая Адель
В этой картине, созданной по заказу промышленника, который решил сделать подарок своей жене, Климт развернулся во всю свою мощь. Она представляет собой органичный тандем реализма и абстракции.
Переплетение микенских спиралей и египетских глаз добавляет экзотику и скрытый эротизм в работу не просто так. Вновь повторяется пройденный сценарий с влюбленностью, основное отличие лишь в том, что на сей раз получил взаимное чувство художник.
Картина “Поцелуй” изображала зенит любви пары, в “Золотой Адели” же Климт изобразил увядание привязанности, которое не сказалось на красоте, силе и сиянии женщины.
Ее звали Адель Блох Бауэр. Она была замужем за человеком, который был намного старше ее, страдала от головных болей и имела острую привязанность к табаку. Климта нанял ее муж, дабы написать портрет любимой жены. Встреча их состоялась в 1904 году, тогда же началась работа над картиной. И роман между мастером и моделью.
Господин Блох Бауэр заметил отношения Густава и Адели, но не стал устраивать скандал. Он поступил иначе – сделал так, чтобы в бесконечном стремлении к идеальному портрету пара проводила как можно больше времени вместе. План удался – чувство угасло, влюбленные надоели друг другу. Тайные отношения закончились сразу же, как была дописана “Золотая Адель”.
Источник: https://FB.ru/article/159472/kartina-potseluy-gustava-klimta-istoriya-sozdaniya-i-opisanie
Поцелуй в истории искусства
Рене Магритт. «Любовники». 1928. The Museum of Modern Art (MOMA), New York
Рене Магритт ненавидел, когда искусствоведы трактовали его работы. Так и одна из самых загадочных его картин — «Любовники» 1928 года — осталась без авторских комментариев, а у зрителей и ученых появился простор для интерпретаций.
Последние трактуют образы в мрачном свете: они видят в картине отсылку к подростковым страданиям художника, связанным с самоубийством матери (когда ее тело достали из реки, голова утопленницы была обмотана подолом ночной сорочки). А любители искусства видят в ней более очевидный смысл.
По их версии, влюбленные со скрытыми лицами говорят о том, что любовь слепа, они не видят ничего вокруг: ни истинных лиц своих любовников, ни себя. Не видим лиц ослепленных любовью героев и мы, зрители.
«Леда, ласкаемая лебедем» Микеланджело
Микеланджело. «Леда, ласкаемая лебедем, с Кастором и Поллуксом». 1529–1530. Рисунок к несохранившейся картине. Le Gallerie degli Uffizi, Firenze
«Леда и лебедь» — мифологический сюжет, изображающий супругу спартанского царя Тиндарея Леду в процессе совокупления с принявшим обличье лебедя Зевсом. Считалось, что от Зевса у Леды было две дочери, Клитемнестра и Елена, из-за которой, как известно, началась Троянская война.
В силу своего эротического содержания этот сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве Чинквеченто — в начале XVI века Леду и лебедя изобразили три великих мастера Высокого Возрождения: Леонардо да Винчи, Микеланджело и Антонио да Корреджо (до наших дней сохранилась только «Леда» Корреджо).
Изначально «Леда» Микеланджело предназначалась для герцога Феррарского, но затем мастер подарил ее своему ученику Антонио Мини, который увез работу во Францию и продал королю Франциску.
Картина хранилась в замке Фонтенбло, но в середине XVII века была уничтожена за чрезмерную сладострастность.
От несохранившегося оригинала остались копии в лондонской Национальной галерее и рисунки в Уффици и Доме Буонарроти.
«Геркулес и Омфала» Франсуа Буше
Франсуа Буше. «Геркулес и Омфала». 1732–1734. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Как говорится на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, в московский музей картина попала из Государственного Эрмитажа в 1930 году, куда, в свою очередь, поступила из собрания князей Юсуповых. Полотно относится к периоду, когда Буше закончил обучение у художника Лемуана, испытавшего сильное влияние Рубенса.
Сюжет повествует о пребывании античного героя Геркулеса в плену у лидийской царицы Омфалы, которая должна была по воле богов унижать его, наряжая в женское платье и заставляя прясть вместе со своими служанками. Сама же она ходила в шкуре льва, снятой с Геркулеса, и носила его палицу.
Изображая 13-й подвиг, любовную победу Геркулеса над царицей, художник в этой сцене ярко передал порыв страсти своих героев. Увидеть темпераментную картину можно в зале № 22 главного здания ГМИИ.
«Поцелуй» Константина Бранкузи
Константин Бранкузи. «Поцелуй». 1908. Centre Pompidou, MNAM-CCI /Dist. RMN-GP / Adagp, Paris
Сотрудничество двух великих скульпторов, Константина Бранкузи и Огюста Родена, длилось около месяца, после чего румын, уже вполне освоивший уроки своего кумира, решил идти собственным путем. Крылатой стала его фраза: «Ничего не вырастет толком в тени большого дерева».
А ровно через год появился «Поцелуй» — простой куб, высеченный из известняка, две обнимающиеся фигуры с едва намеченными волосами и глазами. И это была революция: Бранкузи перешел к непосредственной работе в материале, минуя предварительную работу в гипсе. Впрочем, изображение «Поцелуя» расскажет о мастерстве скульптора лучше любых слов.
«Зачем писать о моих скульптурах? Почему просто не показать фотографии?» — восклицал Бранкузи. И мы с ним полностью согласны.
«Амур и Психея» Антонио Кановы
Антонио Канова. «Амур и Психея». 1787. Musée du Louvre
Произведение венецианского скульптора Антонио Кановы выполнено из мрамора в 1787 году по заказу шотландского коллекционера и ценителя искусства барона Каудора, причем в двух вариантах.
Для первой, наиболее известной скульптуры «Психея, оживленная поцелуем Амура» Канова выбрал момент сразу вслед за пробуждением Психеи от поцелуя Амура, когда влюбленные протягивают руки, чтобы заключить друг друга в объятия.
В другом варианте они рассматривают бабочку на руке склонившего голову к Психее Амура — символ мимолетности и невинности.Обе версии находятся в Лувре, а повторения скульптур — в Эрмитаже, куда первая попала из собрания князей Юсуповых (сначала она находилась в подмосковном Архангельском, потом во дворце на Мойке в Петербурге), а вторая была приобретена Александром I вскоре после смерти императрицы Жозефины, по заказу которой была выполнена в 1808 году.
«Свидание» («Объятия») Пабло Пикассо
Пабло Пикассо. «Свидание». 1900. ГМИИ им. А.С.Пушкина
Впервые Пикассо появляется в Париже в 1900 году. Как гласит описание на сайте ГМИИ им. А.С.Пушкина, с этим периодом связано создание им небольшой картины «Свидание».
В эти годы Пикассо часто обращался к заглавному мотиву, который трактовал как тему человеческой близости, и развивал его в некоторых произведениях 1901–1904 годов, периода в его творчестве, который получил название «голубого».
По мнению искусствоведов, в объятиях изображенных нет чувственности и идиллии, что в сочетании с замкнутым характером композиции и отсутствием подробностей передает отголоски будущей драмы. Через 13 лет после создания эту картину приобрел у художника коллекционер Сергей Щукин, и сегодня она выставлена в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков ГМИИ в Москве.
«День рождения» Марка Шагала
Марк Шагал. «День рождения». 1915. The Museum of Modern Art (MMA), New York
Картина была написана в 1915 году, в тот счастливый год, когда Белла Розенфельд стала Шагалу женой. Без сомнения, в этой работе он изобразил себя и любимую.
А вот что пишет сама Белла Шагал в своих воспоминаниях «Горящие огни» об этом полотне и об этом дне: «Сегодня твой день рождения! Стой, не двигайся… Я все еще держала цветы… Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Кисточки окунались в краски.
Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Ты закружил меня в вихре красок. И вдруг оторвал от земли и сам оттолкнулся ногой, как будто тебе стало тесно в маленькой комнатушке… Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою.
Вот коснулся губами моего уха и шепчешь… И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Там синее небо, облака зовут нас».
«Поцелуй» Эдварда Мунка
Эдвард Мунк. «Поцелуй». 1897. Munch Museet, Oslo
Для Мунка характерным было возвращение к уже проработанным сюжетам, не стала исключением и картина «Поцелуй». Время написания первых ее вариантов относится к началу 1890-х годов, но наибольшую известность получила работа, законченная в 1897 году. Именно она стала частью цикла картин «Фриз жизни».
Мрачная и отталкивающая, она в то же время захватывает все внимание зрителя, заставляя подолгу рассматривать каждую грань полотна в надежде раскрыть тайну его притягательности.
Скупость цветовой палитры компенсируется выразительностью линий, пластичностью и грациозностью фигур, размытых очертаний слившихся в единое целое лиц.
«Поцелуй украдкой» Жана Оноре Фрагонара
Жан Оноре Фрагонар. «Поцелуй украдкой». 1787–1789. Государственный Эрмитаж
Виртуозный мастер стиля рококо, Жан Оноре Фрагонар был учеником прославленных художников Франсуа Буше и Жан-Батиста Шардена. Живописец известен как автор полотен на галантные темы, и «Поцелуй украдкой» считается вершиной этого жанра. Юноша похищает поцелуй у молодой девушки, которая опасается, как бы их не застали врасплох, и с тревогой смотрит на приоткрытую дверь.
Картина написана в конце 1780-х годов. Сменив несколько владельцев, она оказалась в собрании последнего польского короля Станислава Августа Понятовского и хранилась в Лазенковском дворце в Варшаве, откуда в 1895 году поступила в Эрмитаж. Выставляется в Зимнем дворце в зале № 288.
В 1984 году почтой СССР была выпущена почтовая марка достоинством 10 копеек с репродукцией картины.
Бэнкси. «Целующиеся полицейские»
Бэнкси. «Целующиеся полицейские». 2005. Частная коллекция. Fine Art Auctions Miami
В 2006 году провокационный рисунок «Целующиеся полицейские» на стене бара Prince Albert в Брайтоне закрасили черной краской. Однако вандализм не прошел. После восстановления изображение аккуратно сняли со стены и продали на аукционе Fine Art Auctions в Майами анонимному покупателю за $575 тыс.
Этой работой вдохновились участники группы «Синие носы», когда создавали свою «Эру милосердия». Фотография спровоцировала скандал с участием министра культуры Александра Соколова, который назвал ее «порнографией» и запретил к вывозу в Париж на выставку «Соц-арт.
Политическое искусство в России с 1972 года».
«Буржуазный бюст. Джефф и Илона» Джеффа Кунса
Джефф Кунс. «Буржуазный бюст. Джефф и Илона». 1991. Jeff Koons / Tate / National Galleries of Scotland
В 1991 году Джефф Кунс женился на итальянской порнозвезде Илоне Сталлер, больше известной под именем Чиччолина.
Брак был недолгим, но плодотворным: у пары родился сын, а различные конфигурации физических проявлений их любви, ставшие основой скульптур из серии «Сделано на небесах», принесли художнику громкую славу.Мы выбрали самое невинное произведение из этой серии — «Буржуазный бюст» из белого мрамора, где пара изображена в стиле барокко, а Илона Сталлер предстала в образе Венеры, богини красоты и плотской любви.
«Поцелуй» Франческо Айеца
Франческо Айец. «Поцелуй». 1859. Pinacoteca di Brera, Milano
«Поцелуй»итальянского живописца Франческо Айеца, написанный в 1859 году, мгновенно завоевал популярность у публики.
Художник попытался объединить в картине такие свойства итальянского романтизма, как натурализм и внимание к чувственной любви, с идеалом Рисорджименто, национально-освободительного движения итальянцев против иноземного господства — патриотизмом.
Целующаяся пара представляет собой аллюзию не только к Ромео и Джульетте Шекспира и Ренцо и Лючии из романа Алессандро Мандзони «Обрученные», но и к образам Франции и Италии.
Цвета, использованные художником, намекают на флаги двух стран и заключенный ими Пломбьерский пакт, ознаменовавший рождение итальянской нации. Картина впервые была представлена публике на выставке в Академии Брера в сентябре 1859 года, через три месяца после прибытия в Милан Виктора Эммануила II и Наполеона III, недавно разбивших австрийские войска в битве при Сольферино.
«Поцелуй» Густава Климта
Густав Климт. «Поцелуй». 1907–1908. Belvedere, Wien
Пожалуй, это самый хрестоматийный поцелуй в истории искусства и самый тиражируемый на сувенирной продукции, без которого не может обойтись ни одна подобная подборка.
Полотно принадлежит к «золотому» периоду творчества Климта: в это время художник много работал с золотым цветом и настоящим листовым сусальным золотом. Автор трудился над картиной в течение года, пытаясь преодолеть творческий кризис между 1907 и 1908 годами.
Некоторые исследователи считают, что на ней изображен он сам со своей возлюбленной Эмилией Флёге. На картине мужчина играет главенствующую роль, он возвышается над возлюбленной, защищая и доминируя. Коленопреклоненная поза женщины демонстрирует подчинение.
Герои не скрываются от зрителя, несмотря на интимность момента. Кажется, что мужчина и женщина слились воедино на краю скалы, стали одним целым, однако они разделены с помощью орнамента.
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер»
Альфред Эйзенштадт. «День Победы над Японией на Таймс-сквер». 14 августа 1945 г., Нью-Йорк. Alfred Eisenstaedt / Pix Inc. / Time & Life Pictures / Getty Images
Снимок, который автор в шутку называл «Безоговорочная капитуляция», стал для американцев символом победы во Второй мировой войне. Четырнадцатого августа 1945 года Япония приняла условия капитуляции, и на улицы американских городов вышли ликующие толпы.
Фотожурналист Life Альфред Эйзенштадт бросился снимать всеобщую радость, и среди сотен людей его внимание сразу привлек один моряк. Как позже вспоминал автор снимка, молодой человек хватал всех женщин без разбора и заключал в свои объятия. «И тут внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое.
Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру. Если бы она была одета во что-то темное, я бы никогда не сфотографировал их. То же самое, если бы на нем была светлая форма. Снимка бы не было», — гласит ставший знаменитым рассказ фотографа.Установлением личностей целующейся пары занимались десятки журналистов на протяжении многих лет, так много было претендентов. И если имя медсестры (Эдит Шейн) удалось выяснить еще в 1980 году, то моряк стал известен только в 2007-м — для этого Гленну Макдаффи пришлось пройти десять тестов на полиграфе.
Сейчас на Таймс-сквер находится выполненная по мотивам этого снимка восьмиметровая статуя, рядом с которой 14 августа собираются сотни пар, чтобы сделать реконструкцию фото.
Анри Тулуз-Лотрек. «В постели: поцелуй»
Анри Тулуз-Лотрек. «В кровати: поцелуй». 1892. Частная коллекция. Продана на аукционе Christie's в 2015 г. за $12,5 млн. Christie's
На картине изображены две целующиеся женщины, которых, по легенде, художник писал в 1892 году с натуры в парижском борделе, и, собственно, полотно относится к серии «Публичный дом».
Художник, как известно, показывал жизнь проституток подробно, без тени морализаторства и сентиментальности. Он изображал своих героинь за будничными делами: моющимися, за игрой в карты, в ожидании клиента или застилающими постель.
Продавая свое тело мужчинам, на отдыхе они старались не подпускать их к себе и проводили время вместе.
Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/5371/
Загадка картины Густава Климта «Поцелуй»
› Шедевры мирового искусства ›
«Поцелуй» — картина Густава Климта, написанная маслом на холсте размером 180 х 180 см в период 1907-1908 годы. Оригинал полотна выставляется в венской галерее Бельведер.
Автор полотна
Густав Климт (1862 – 1918) – австрийский художник, известный своими живописными, графическими и дизайнерскими интерьерными и архитектурными работами. Отличительные особенности произведений Климта это обдуманная и подчёркнутая стилизация, экспериментаторский символизм и чувственный эстетический эротизм как вызов общественному вкусу.
Скандальная предыстория
Перед созданием картины «Поцелуй» Климт получил заказ на написание серии полотен, которая предназначалась для оформления актового зала в Венском университете. Три работы для размещения на потолке, «Медицина», «Юриспруденция» и «Философия», комиссией совершенно были не поняты.
Туманный замысел и особенно нагота главных героинь, призванных олицетворять науки, были выставлены на смех. Оценка комиссии была неприятная и досадная для художника: работы «порнографические», заказ отменить.
Под петицией поставили свои подписи 83 уважаемых в обществе и науке профессора университета.
Искренний художник
Густава Климта как человека и художника характеризует его предельная искренность, всегда и во всём. Жил просто, общение с другими художниками было минимальным. Его замкнутость не мешала быть знаменитым и получать много заказов.
Рисунки и эскизы Климта часто бывали острее его живописи, в них ярче и откровеннее проступает его эротичная натура и стремление к раскрепощённости. Сам художник считал, что в нём всё обыкновенно, просто более всего его интересуют женщины и их природа.
Картины как конечный и показательный итог работы живописца способны лучше всего раскрыть его сущность.
Описание
На краю обрыва, сплошь поросшего цветами, мужчина и женщина. Он склонился к её лицу. Она с прикрытыми глазами как-бы отворачивается, поэтому его губы прильнули к щеке молодой женщины. Он, конечно, доминирует: страстно обеими руками держит её за голову в настойчивом стремлении повернуть лицом к себе.
Жесты женщины неоднозначны и демонстрируют её нерешительность и смущение: пальцы рук судорожно сжимаются, губы сомкнуты, хотя лицо спокойное и покорное. Пара под золотистым покровом, по всей видимости, стоит на коленях друг перед другом.
Оголённые ножки женщины сжаты, напряжены и пальцами упираются в склон, который как предостережение ведёт в пропасть, в неизведанное. Вьюн ниспадающими косами опутывает и удерживает женщину.
Вопросы-вопросы
Это полотно действительно высокое искусство, настоящий шедевр, раз уже более ста лет удерживает около себя зрителей и заставляет всматриваться и пытаться разгадать, кто же друг для друга эти мужчина и женщина:
- Влюблённые, которых на лоне природы накрыла волна страсти?;
- Он соблазнитель, она скромная, нерешительная, может, ещё не разобравшаяся в своих чувствах девушка?;
- Он богатый, зрелый поклонник, она юная, очаровательная бессребреница?.
Может, иному зрителю придёт в голову ещё какой-нибудь вариант.
Судя по эскизам к картине Климт планировал изобразить именно влюблённых. А создал прелестную картину-загадку.
История написания полотна
Однажды некий влиятельный господин, богатый граф, заказал Климту картину, которая предназначалась в подарок для возлюбленной. В качестве образца он передал художнику небольшой медальон с портретом девушки. Идея заказчика заключалась в конкретном действии: пара должна быть изображена в страстном поцелуе.
Хотя условия были выполнены не совсем точно, графу картина понравилась.
Но и он задался вопросом: почему изображена прелюдия, а не взаимный страстный поцелуй? Может, потому, что ожидание желанного поцелуя и атмосфера предчувствия любви – наиболее ценные и трогательные моменты во взаимоотношениях влюблённых, предшествующие чувственным наслаждениям и пожару страсти? Такое объяснение живописца удовлетворило заказчика.
Невеста графа была настолько очарована подарком, что сразу дала согласие на брак. Счастливый граф щедро наградил неординарного художника.
Маленькая месть живописца – одна разгадка
Как же хотел Климт поцелуй с губ девушки сорвать сам! Да, Густав, пока писал картину, полюбил юную красавицу с медальона, в чём позже признавался. Поэтому он предпочёл изобразить девушку, как бы сопротивляющуюся мужчине, в нерешительности. Жгучая ревность к графу заставила Густава Климта поцелуй отложить на потом.
Пусть его не увидят зрители, пусть фантазируют.
Загадка картины Густава Климта «Поцелуй» Ссылка на основную публикацию
Источник: https://TopKartin.ru/mirovoe-iskustvo/potseluj
История любви в картинах: Густав Климт и Эмилия Флёге
Этот факт не вызывает сомнений,а вот характер их отношений — предмет споров и дискуссий со времен начала ХХ века. Взаимное притяжение и эмоциональную зависимость творческая пара скрепила негласным дружеским союзом,приправив его долей романтики. Альянс оказался сильнее уз брака и стал их неразгаданной формулой любви.
История знакомства
Семьи Климтов и Флёге состояли в родстве. В 1891 году брат художника Эрнст женился на старшей сестре Эмилии,и в этом же году Густав написал портрет своей невестки.
С самых первых дней знакомства Густаву, которому было уже под 30, нравилось находиться рядом с 17-летней Эмилией. Желая завоевать симпатию девушки, он даже соглашается вместе изучать французский.
Так невинно и с пользой проходят их первые «свидания».
Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1893
Через год умирает Эрнст, и Густав становится опекуном его новорожденной дочери. В этом качестве художник все чаще появляется в доме Флёге, и к 1897 году Густав и Эмилия становятся неразлучны.
Многие их знакомые не сомневались, что у них роман.
Художник сопровождал Эмилию в оперу и театр, проводил летние месяцы на семейной вилле Флёге, писал длинные письма, а из путешествий отправлял открытки, нередко дорисовывая в свои милые послания крылатое сердечко.Делиться впечатлениями с Эмилией стало для Густава необходимостью.
В 1903 году из Италии он писал о «невероятном великолепии» мозаик VI века в Равенне, которые во многом повлияли на его технику «золотого периода».
Профессия друга и бесконечные разговоры об искусстве не могли не отразиться на его спутнице. Как достойная ученица первого художника Венского Сецессиона вскоре она произведет собственную революцию в мире моды.
Салон моды «Сёстры Флёге»
Вместе с двумя сестрами Эмилия несколько лет училась швейному искусству. С финансовой поддержкой брата в 1904 году девушки открыли салон моды «Cёстры Флёге» в Casa Piccola — самом сердце текстильной индустрии Вены.
Эмилия была творческим руководителем трио, сестра Элена занималась клиентами, а Полин — офисом. Несколько раз в год Эмилия ездила в Париж и Лондон, чтобы узнать о модных тенденциях и привезти новейшие образцы текстиля.
Интерьеры салона, оформленные в стиле модерн ведущими дизайнерами венского Сецессиона из «Венских мастерских»(Wiener Werkstätte), производили впечатление на клиентов.
Салон процветал и стал модным местом встреч дам из высшего общества. К 1914 году у них одевались большинство венских модниц.
Клиентками были дамы из просвещенных кругов еврейских промышленников, которые заказывали портреты у Климта.
Эмилия Флёге на отдыхе у озера Аттерзе. 1906 год. Густав Климт. Источник: theredlist.com
Дизайнерские модели Флёге назывались«реформаторскими платьями» и несли дух свободы, выражая новое представление о красоте в одежде. Освобождая женщин от тесных корсетов,вольнодумная кутюрье одевала дам в платья свободного покроя,подчеркивающих их женственность. Эмилия любила носить свои модели и часто в них позировала на природе,подчеркивая их элегантность и естественность.
Стиль реформаторского платья воспринимался также как способ самовыражения и был предназначен для сильной и уверенной женщины. Но лишь немногие прогрессивные круги приняли этот стиль, полагая, что раскрепощение моды приведет к более свободному мышлению.
К сожалению Эмилии, салон «Сёстры Флёге» вынужден был принимать во внимание вкусы своей эпохи и выпускать платья, на которые был большой спрос.
messynessychic.com, theredlist.com
Портрет Эмилии и платья для Эмилии
Среди исследователей жизни Климта до сих пор продолжается полемика, оставались ли отношения художника и Эмилии только платоническими. Ответ может подсказать портрет Эмилии 1902 года. В нем венский Казанова раскрывает свои чувства.
Величественная, чувственная и хрупкая Эмилия — не только дама, бросившая вызов обычной роли, приписываемой обществом. Она — Богиня. Как невозможно приблизиться к божеству и властвовать над ним, так для художника возвышающаяся во весь рост Эмилия со стилизованным нимбом остается недосягаемой святыней и его повелительницей.
Эмилии и ее семье портрет не понравился, она отказалась его принять, и в 1908 году картину приобрел Венский исторический музей.
Портрет Эмилии Флёге
Густав Климт, 1902
В какой степени Климт участвовал в разработке дизайна одежды для салона «Сестёр Флёге» остается неясным. В его собственных работах одежда была очень важна, он подбирал различные варианты костюма в подготовительных зарисовках и часто импровизировал прямо на холсте, создавая узоры.
Известно, что платье для Эрмины Галлии, в котором она позировала для портрета, сшито по дизайну художника. Он также создал модель воздушных платьев с воланами для самой Эмилии.
Густав Климт. Портрет Эрмине Галлии. 1903
Эмилия Флёге в платье дизайна Густава Климта. 1906 год. theredlist.com
Сравните вкусы «Золотой Адель» и Эмилии Флёге: паттерн на платье, ожерелье. Фотографии Эмилии Флёге: messynessychic.com
Климт внес свою лепту в продвижение бизнеса Эмилии: он настойчиво рекомендовал своим клиентам салон подруги. Многие дамы с портретов художника одевались у «Сестёр Флёге». И даже позировали Климту в платьях Эмилии. Их общими заказчицами были Соня Книпс и Фредерика Беер.Платье для девятилетней Мады Примавеси было сделано Эмилией — по предложению Климта, специально для этого портрета. Для Климта детские портреты — редкость, как и портреты пожилых дам. На одном из них художник изобразил маму Эмилии.
Портрет Мады Примавеси
Густав Климт, 1912
Портрет Барбары Флеге (матери Эмилии Флеге)
Густав Климт, 1915
Что их вдохновляло
Одним из источников вдохновения для Густава и Эмилии были их впечатляющие коллекции восточного и европейского искусства.
Климт собирал японскую гравюру, а Эмилия текстильные изделия народного творчества из Центральной Европы. Фрагменты вышивок и кружев она выставляла в витрине своего салона.
Обращаясь к этническим узорам, Эмилия находила новые идеи украшения своих моделей и неожиданные цветовые сочетания.
В начале ХХ века предметы народного творчества представлялись горожанам чем-то свежим и экзотическим. Эти работы декоративного искусства, благодаря коллекционерам, начали приобретать художественное и эстетическое значение и повлияли на стилистическое развитие модерна.
Образец народного творчества из собрания Эмилии Флёге. Музей народного творчества, Вена. volkskundemuseum.at.
Эмилия Флёге. 1910 год. theredlist.com
Густав Климт и Эмилия Флёге в саду виллы Ореанда на озере Аттерзее. 1910 год. Hans Böhler. Новая Галерея, Нью-Йорк
В последние годы к творчеству Эмилии Флёге возрос интерес не только как к подруге знаменитого художника,а в первую очередь, как к талантливому модельеру, повлиявшему на развитие индустрии моды.
Модель Эмилии Флёге, воссозданная шанхайским художником-дизайнером Хань Фэн. Выставка «7 Муз Густава Климта», 2016 год. Новая галерея, Нью-Йорк. news.artnet.com
Кутюрье и художник вместе разделяли еще одну страсть — к ювелирным украшениям. Только Эмилия обожала их носить, а Климт — изображать. Художник не отказывал в этой слабости своей подруге и часто преподносил ей подарки от ее любимой и самой популярной в Вене марки «Wiener Werkstätte».
Владелица модного дома была фотомоделью и рекламировала ювелирные изделия от «Wiener Werkstätte» (Венские мастерские) — знаменитого творческого объединения дизайнеров, художников и архитекторов начала ХХ века. Их эффектные ювелирные изделия из полудрагоценных камней ценились за художественное оформление, а стилистика сближала с работами знаменитого коллеги — Густава Климта.
Эмилия Флёге в ювелирных украшениях от «Венских мастерских». 1910. © ÖNB, Bildarchiv
Вдали от всех
Начиная с 1898 года Эмилия и Густав проводили летние месяцы на озере Аттерзе в Верхней Австрии, вначале на семейной вилле Флёге недалеко от деревушки Вайсенбах, позже — на вилле Олеандр. Сады, парки, тенистые аллеи и чудесное озеро умиротворяли. Особенно Климта, оставлявшего в Вене свое очередное увлечение и страшно уставшего от своих бесконечных романов и мимолетных связей.
Климт надевал синюю хлопковую рубашку-балахон с вышивкой на плечах (в мастерской он тоже ее предпочитал), Эмилия наряжалась в изысканные наряды из заморских шелков, и они вместе отправлялись гулять по садам, кататься на лодке, изредка встречаясь с родственниками и друзьями.
Эмилия Флёге в реформаторском платье и Густав Климт в саду виллы Ореандра в Каммере на озере Аттерзе. 1910 год. © Частное собрание. Источник: artinwords. de
Вдохновленный присутствием любимой Эмилии и захватывающим видом окрестностей, Климт начал писать пейзажи. Эти созерцательные произведения, не обремененные присутствием людей, успокаивали художника. Наслаждаясь игрой света и отражением деревьев на поверхности озера, он воспевал чистоту и красоту природы. Климт отдыхал телом и душой.
Эмилия должна прийти
В 1918 году Климт умер. Последние его слова были: «Эмилия должна прийти». После смерти художника Эмилия Флёге сожгла все письма, полученные от него,но сохранила нетронутой «комнату Климта» в Casa Piccalo, превратив ее в уютный музей, где хранились мольберт, одежда, рисунки и мебель художника.
После присоединения Австрии к Германии в 1938 году «Сёстры Флёге» потеряли большинство своих клиентов и вынуждены были закрыть ателье.
Эмилия Флёге вела уединенный образ жизни. Она умерла в 1952 году, пережив художника на 34 года. Эмилия никогда не была замужем.
Густав Климт и Эмилия Флёге. 1899 год. theredlist.com
Альфред Вайдингер, специалист по творчеству Климта из галереи Бельведер, полагает, что в картине «Поцелуй» художник изобразил себя и Эмилию. Несмотря на то, что образы мужчины и женщины собирательны, этот романтический сюжет,действительно может рассказывать историю любви между двумя творцами. Замершие в самозабвении влюбленные, выйдя за пределы времени, они одни во вселенной.Поцелуй
Густав Климт, 1908
Заглавная иллюстрация: Эмилия Флёге и Густав Климт в лодке напротив виллы Паулик в Зевальхене. Фотография сделана Эммой Бахер. 1909 год. Частное собрание. Источник: artinwords. de
Ирина Олих из: artchive
Источник: http://izbrannoe.com/news/lyudi/istoriya-lyubvi-v-kartinakh-gustav-klimt-i-emiliya-flyege/
Густав Климт «Поцелуй» – что же зашифровано в работе?
В каждом периоде и стиле мирового искусства есть знаковые произведения, вобравшие в себя все характерные черты, приёмы и особенности эпохи. Именно такова картина Густава Климта «Поцелуй».
Сейчас её называют шедевром первых десятилетий ХХ ст., однако в своё время художник стал жертвой недопонимания, удивления и протестов.
О том, как было создано это панно, о его истории, значении и символике и поведает Вам наша статья.
Густав Климт – судьба живописца
Карьера Густава Климта была неоднородной. Несмотря на восхищение публики, критики не всегда принимали его работы благосклонно. И в конце XIX ст. художник окончательно изменил свои взгляды, отринув традиционную австрийскую живопись.
Он основал собственную культурную группу – Венский Сецессион. В ней собрались представители авангарда, символизма, модернизма и импрессионизма, бросающие вызов общепринятым ценностям.
Так, аллегорические картины мастера «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обыватели назвали «порнографическими».
Однако постепенно пути Климта и основанной им организации разошлись. В 1906 г. он оставил Сецессион и стал одним из вдохновителей Союза австрийских художников.
Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве живописца, хотя и заставил его сомневаться в своих способностях, сознаваясь об этом в письмах: «Кажется, я стал чересчур старым, или очень нервным, или слишком глупым – что-то явно идет не так».
Популярные товары |
Как раз тогда мастер и создал одно из своих наиболее знаменитых полотен – сейчас описание картины Густав Климт «Поцелуй» известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Что же зашифровано в работе? Читайте об этом далее.
Толкование и гипотезы – что означает произведение?
На этом панно, созданном в 1908-1909 гг., запечатлена пара влюблённых, наряженных в яркие, покрытые загадочными узорами одежды.
Они олицетворяют неразрывное единение мужского и женского начал, противоположности, которые тянутся друг к другу.
Стилистика работы традиционна для модерна, однако тяготение к геометрическим формам (орнамент на фигуре мужчины состоит из квадратов и прямоугольников, тогда как даму украшают круги и спирали) более характерно для движения «Arts and Crafts».
Исследователи допускают, что в качестве модели мастер использовал свою любимую женщину – Эмилию Луизу Флеге.
Но есть и другое мнение – оно гласит, что натурщицей была Адель Блох-Бауэр (дочь генерального директора Венского банковского союза).А ещё одна теория утверждает, что живописец изобразил «Красную Хильду» – рыжеволосую красавицу, которая присутствует на таких произведениях, как «Даная», «Золотая рыбка» и «Дама со шляпкой и боа из перьев».
А вот личность мужчины до сих пор остаётся не прояснённой – некоторые даже считают, что им мог быть сам австрийский художник Густав Климт! «Поцелуй» – достаточно нетипичная работа, ведь на большинстве полотен мастера показаны только женщины.
В этом произведении чётко проявилась любовь Г. Климта к византийским мозаикам. Вдохновлённый древними работами, он наносил сусальное золото поверх обычных масляных красок – именно поэтому картина выглядит так эффектно.
Впрочем, в своё время подобный приём вызывал протесты со стороны церкви.
Некоторые священники считали, что кощунственно использовать сакральный материал (тонким слоем благородного металла издавна покрывали иконы и купола храмов) для воссоздания земной красоты и чувственности.
Стоимость полотна
Несмотря на то, что другие произведения художника часто критиковали, «Поцелуй» получал только хвалебные и положительные отзывы.
В частности, Галерея Бельведер (один из самых крупных венских музеев) выкупила картину ещё до того, как живописец её завершил. А её цена составила рекордные на то время 25 тыс. крон (приблизительно 240 000 $).
Такая щедрость превзошла все ожидания, ведь до этого максимальной суммой, уплаченной австрийскими коллекционерами за живописное полотно, было всего 500 крон!
Это панно причислено к национальным сокровищам Австрии, поэтому вряд ли оно когда-нибудь будет продано. Тем не менее, если подобное всё же произойдёт, стоимость работы грозит превысить любые ожидания, ведь произведения Г. Климта пользуются грандиозным успехом. Например, в 2006 г.
«Портрет Адели Блох-Бауэр» ушёл с молотка за 135 млн. $.
Впрочем, у Вас всегда есть возможность украсить свой дом более доступной репродукцией – картина из янтаря «Поцелуй» в точности воспроизводит оригинал, а насыщенные тона полесских самоцветов великолепно подошли для передачи окружающего его золотого ореола.
Густав Климт «Поцелуй» – репродукции из янтаря от ТМ «Янтарь Полесья» |
Картина «Поцелуй» в мировой культуре
Популярность этого произведения трудно переоценить. Его копии можно увидеть повсеместно – от открыток и блокнотов до плакатов и рекламных роликов. Однако подобные работы не всегда достоверны.
Оригинальные размеры полотна довольно масштабны – оно представляет собой квадрат 180*180 см. Поэтому издатели часто обрезают фон шедевра, придавая ему более привычную прямоугольную форму. Если Вы желаете купить картину из янтаря, обязательно обратите внимание на её размеры.
А в 2016 г. знаменитое произведение запечатлели даже… на денежных знаках! Монетный двор Австрии отчеканил золотую монету номиналом 50 €. На одной стороне показан портрет Г. Климта, а другую украшал фрагмент картины «Поцелуй».
Как известно, работы художника присутствуют в интерьере многих дворцов, музеев, галерей. Именно поэтому картина «Поцелуй» – идеальный декоративный акцент. Она великолепно впишется в любой дизайн благодаря своему неординарному, привлекательному и заметному виду.
А наш магазин изделий из янтаря может предложить Вам и другие панно и даже декоративные тарелки, выдержанные в духе модерна.Такие произведения ручной работы, переливающиеся тёплыми огоньками солнечных самоцветов, сделают Ваш дом стильным, уютным и гостеприимным!
Источник: https://UkrBurshtyn.com/blog/prekrasnejshee-polotno-moderna.html